В интернете быстро набирает популярность вопрос об отмене обязанности водителей включать ближний свет фар в населенных пунктах в весенне-летний период. По информации различных ресурсов, в Правила дорожного движения внесены изменения, разрешающие не включать, начиная с 1 апреля 2018 года ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении в населённых пунктах в светлое время суток. Как утверждается в публикациях, использование ближнего света фар являлось обязательным с 20 ноября 2010 года и сейчас это правило не действует. Кстати, тогда же в 2010 были внесены многочисленные изменения и усилена ответственность водителей. Стоит напомнить, что по общим правилам, за управление автомобилем с не включёнными осветительными приборами предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Оно и понятно, ведь автомобиль с включенными фарами гораздо заметнее на дороге, что непосредственно влияет на повышение уровня безопасности на дорогах.

Как утверждают авторы своих публикаций, внесение изменений в Правила дорожного движения связано с увеличением светового дня в весенне-летний период, а потому отмена включения фар вполне разумное и обоснованное решение.

Давайте разберемся, действительно ли подобная информация является достоверной, а также более детально рассмотрим ответственность за управление транспортным средством с не включёнными или неработающими (неисправными) внешними световыми приборами.

Проверив официальные источники правовой информации и действующую на конец апреля 2018 года редакцию Правил дорожного движения, изменений, влекущих отмену ближнего света фар в населенных пунктах мы в них не обнаружили. Обязанность включения фар ближнего света или дневных ходовых огней была ранее установлена пунктом 19.5 Правил дорожного движения, который действует и в настоящее время. Данный пункт Правил в последний раз подвергался изменениям 10 мая 2010 года. Этой датой и была введена обязанность использования ближнего света фар всеми без исключения транспортными средствами. До этого момента, использовать световые приборы требовалось лишь при движении на мотоциклах и мопедах; при движении в организованной транспортной колонне; на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу основному потоку движения; при организованной перевозке групп детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов; при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве); при движении вне населенных пунктов.

Итак, обязанность включать ближний свет фар или использовать дневные ходовые огни в светлое время суток до настоящего момента никто не исключил.

ЕЗДИТЬ БЕЗ СВЕТА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОЖНО

…но только по территории Приднестровья (не признанной Молдавской Республики) и в период с 01 апреля по 30 сентября. Данное правило установлено указом её Президента и действует с 2016 года. Откуда подобное нововведение нахлынуло на Россию, и кто его массово распространил в мессенджерах остаётся только догадываться, но то что это очередной «фейк» с целью посмеяться над российскими автолюбителями остается фактом.

ОШИБКИ ВОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ДПС И КОГДА ВОДИТЕЛЯ НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ

Движение ТС с не включённым светом фар или дневных ходовых огней признается нарушением Правил дорожного движения. Однако участник движения может быть невиновен в этом. К примеру отвлеченность водителя, который по собственной оплошности забыл включить свет действительно «карается» по статье 12.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки), а в качестве основания для привлечения к ответственности используется пункт 19.5 ПДД РФ. Вместе с тем, в некоторых случаях, водитель может быть привлечен по другой статье Кодекса или вовсе может быть освобожден от административной ответственности. О чём чаще всего забывают представители закона, это то, что водитель несет ответственность только в том случае, если в нарушении Правил движения установлена его вина в форме умысла или неосторожности (п. 3 ст.26.1 КоАП РФ, ст. 2.2 КоАП РФ). 

Штраф ГИБДД за ближний свет.jpg

Сначала рассмотрим ситуацию, при которой водитель должен быть освобождён от ответственности по мотивам своей невиновности. К примеру, водитель начал движение включив ближний свет фар, однако в пути перегорел предохранитель, отвечающий за работу источника света. Находясь в салоне автомобиля, водитель убедился, что соответствующий переключатель ближнего света находится в рабочем положении, а на щитке приборов горит индикатор включенных фар. Естественно, что самостоятельно обнаружить возникшую неисправность водитель в данном случае не в состоянии и его вины в движении без света в данном случае не будет. Если водитель заявит о том, что о неисправности он действительно не знал, тогда ему следует продемонстрировать (доказать) инспектору, что световой прибор не работает с запущенным двигателем и включенным переключателем света и до момента остановки он об этом не знал. Однако не стоит рассчитывать, что в этом случае можно безнаказанно двигаться дальше. Инспектор вправе потребовать устранить неисправность, а допустить дальнейшее движение он может только в том случае если устранить неисправность на месте невозможно. Если же ситуация имеет место в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, то инспектор вправе и вовсе не пустить транспортное средство двигаться дальше. Однако если будет установлено, что водитель просто водит инспектора «за нос» наказание последует незамедлительно. Если же к примеру, на транспортном средстве горит только одна фара (либо один ходовой огонь) и будет установлено, что водитель об этом знал, то такой поступок не должен квалифицироваться по статье 12.20 КоАП РФ, поскольку возможность включения ближнего света фар (ходовых огней) при указанных обстоятельствах у нарушителя попросту отсутствовала. В этом случае ответственность наступит по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, за управление транспортным средством на котором не работают в установленном режиме внешние световые приборы.

Включайте ближний свет фар и старайтесь не нарушать правил. Удачи на дорогах!

 

(«Автовладельцы РУ» – информационно-правовой портал для автолюбителей)



Оставить комментарий