Конституционный суд страны обязал Госдуму изменить статью 12.21.1 КоАП, которая устанавливает ответственность перевозчика за управление большегрузом с превышением массы или допустимой нагрузки на ось. Решение принято по результатам рассмотрения сразу двух жалоб и запроса суда объединенных при рассмотрении в одно производство.

Так, житель города Вольска Саратовской области Анатолий Шаро́в, за короткий промежуток времени был сразу трижды оштрафован Рязанским ГИБДД за движение принадлежащего ему транспортного средства с превышением нагрузки на ось. Как пояснил представитель заявителя, через вышестоящие органы ГИБДД, а затем и через многочисленные судебные инстанции он пытался доказать свою невиновность, ведь превышение нагрузки было допущено грузоотправителем в результате погрузки груза хотя грузоотправитель уверял в отсутствии превышений. Но самое главное с чем никак не мог смириться заявитель, это то, что размер штрафа для него как собственника транспортного средства был назначен в размере соответствующем максимальному размеру штрафа для юридических лиц. И это всё было законодательно закреплено в КоАПе.
  
Защищать интересы Шарова вызвался бывший сотрудник ГИБДД (вышедший на пенсию по выслуге лет) – Дмитрий Иса́ков, ранее проходивший службу в отделе ГИБДД г. Балако́во Саратовской области, но еще во время службы зарекомендовавший себя как активный сторонник соблюдения прав автолюбителей. Последовательно оспаривая законность привлечения Анатолия Шарова, он на каждом этапе пытался доказать, что его подзащитный невиновен, но ни руководство Рязанского ГИБДД, ни судебные инстанции Рязанской области к нему не прислушались. В итоге представитель Анатолия Шарова принял решение обратиться в Конституционный Суд РФ.

Одновременно с жалобой Анатолия Шарова, в Конституционный Суд РФ поступил запрос Костромского областного суда, а также жалоба Андрея Думилина, которые также просили проверить конституционность оспариваемых положений. В случае, описанном в запросе Костромского облсуда, владелец грузовика Сергей Попов был оштрафован на 500 тыс. руб. за управление транспортным средством с перегрузом, при этом правонарушение было зафиксировано с помощью специального пункта весового контроля, который измеряет массу грузовика автоматически на ходу, и камеры, определяющей собственника по номеру. Господа Думилин и Шаров получили аналогичные штрафы в Нижегородской и Рязанской областях соответственно.
Оспариваемые штрафы были вынесены благодаря автоматизированным комплексам весового контроля, которые измеряют массу грузовика на ходу. За перегруз во всех случаях был вынесен максимальный штраф, предусмотренный для юридических лиц.

В своей жалобе Анатолий Шаров обратил внимание на следующие обстоятельства. Если штраф за перегруз выносится в отношении юрлица в ручном режиме (оформляется инспектором), то применяется «вилка»: к примеру, если перегруз на ось составляет более 50% от допустимой нагрузки, может быть применен штраф от 400 тыс. до 500 тыс. руб. Если же постановление выносится с помощью автоматических камер, то размер штрафа фиксированный — 500 тыс. руб. Такой же принцип применяется и в других случаях, в зависимости от уровня перегруза (для каждой величины применяется отдельная часть статьи 12.21.1, штраф для юрлица варьируется от 100 тыс. до 500 тыс. руб.). Также заявитель говорил и о том, что в определенных случаях ответственность должен нести не собственник автомобиля (юрлицо), а нанятый водитель (физлицо), для которого штраф многократно ниже. Андрей Думилин и вовсе перевозил на грузовике сруб для собственных нужд и должен был понести наказание как водитель (3–4 тыс. руб.), но ответил как юридическое лицо-перевозчик (300 тыс. руб.) и доказать этого в суде попросту не мог, поскольку КоАП такого основания для снижения штрафа не предусматривает.

В результате Конституционный Суд страны пришел к выводу, что за перевозку груза юридические лицо и индивидуальные предприниматели отвечают самостоятельно вне зависимости от того кто находился за рулем, а вот если груз перевозился для личных нужд, - подобный подход совсем неправомерен. Кроме того, КС РФ согласился с доводом Анатолия Шарова о несоответствии размера назначаемого штрафа и признал положения КоАП не соответствующими Конституции РФ.
  
С момента опубликования Постановления КС (21.01.2019 года) должны применяться новые правила. При перевозке собственного груза, собственнику автомобиля должен назначаться штраф как водителю, а не юрлицу, а все назначаемые штрафы впредь должны и вовсе стать меньше. Госдума, в свою очередь теперь обязана внести в КоАП соответствующие поправки.
Необходимый для реализации постановления КС законопроект будет подготовлен, заверил первый зампред думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков. С проблемами, который рассматривал КС, перевозчики сталкиваются «очень часто», рассказал «Коммерсанту» координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. В целом, говорит эксперт, система весогабаритного контроля вызывает массу вопросов, ответов на которые пока нет. «Например, пока невозможно доказать ответственность грузоотправителя, работники которого неправильно разместили груз в прицепе, и ответственность в таких случаях почему-то несет водитель или собственник машины. Так что вынесенное постановление КС по данной теме похоже явно не последнее».
  
Если у вас имеются вопросы, на которые вы не нашли ответа на сайте или вам нужна консультация профессионального юриста, обращайтесь в форму обратной связи и следите за обновлениями. На наиболее интересные и острые вопросы абсолютно бесплатно будут публиковаться соответствующие статьи.
  
(«Автовладельцы РУ» – информационно-правовой портал для автолюбителей)
www.avrossii.ru



Оставить комментарий
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений