На сайтах в сети интернет мы как всегда нашли целый свод бредовых разъяснений на этот счет и готовы дать однозначный ответ на вопрос о том, является ли установленный и незарегистрированный в ГИБДД багажник на крыше нарушением Правил дорожного движения. Одни сообщают, что сначала нужно разобраться с терминами, которые определяют понятие багажника, а затем определить к какому виду относится именно Ваш. Другие и вовсе заявляют, что все зависит от того каким способом он установлен. Выбросьте из головы весь вышесказанный бред и внимательно ознакомьтесь с содержанием настоящей статьи.

Так что же такое багажник и надо ли регистрировать факт его установки в органах ГИБДД?  
 
Чтобы найти правильный ответ следует обратиться к запретам, установленным Правилами дорожного движения и сопутствующим нормативным актам, запрещающим эксплуатацию транспортных средств при определённых условиях. К одним из таких документов относится приложение к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденное наряду с Правилами дорожного движения Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, именуемое как перечень неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее - перечень). В соответствии с пунктом 7.18 приведенного перечня запрещается эксплуатация транспортных средств если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
С точки зрения законодательства багажник на крыше автомобиля является дополнительным устройством, устанавливаемым на транспортное средство и не считается его компонентом. 

Понятие "внесение изменений в конструкцию транспортного средства" сформулировано в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятом решением Комиссии Таможенного союза  от 09.12.2011 N 877 в соответствии с которым внесение изменений в конструкцию транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
В свою очередь составными частями транспортного средства в соответствии все с тем же техническим регламентом являются компоненты транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации. По смыслу все того же технического регламента под предметами дополнительного оборудования транспортного средства понимаются специальные или неспециальные устройства (предметы) которые оказывают вспомогательное влияние на возможность эксплуатации транспортного средства с отклонением от обычных условий и изменяющее его эксплуатационные характеристики, например, с прицепом, или на сниженном газовом топливе, или позволяющие более эффективно снижать тормозной путь, уменьшать время разгона и т.п. Различного рода видеорегистраторы, автомобильные сигнализации, антенны, багажники и иные вспомогательные устройства не могут считаться дополнительным оборудованием транспортного средства установку которого необходимо согласовывать и регистрировать в органах ГИБДД, поскольку они не относятся к специальному оборудованию, изменяющему эксплуатационные показатели транспортного средства.

В Приложении № 9 к Техническому регламенту определен перечень изменений в конструкции транспортных средств который не является исчерпывающим, но дающим четкое понятие о том, что такое изменение конструкции ТС:
замена типа кузова автомобиля;
установка дополнительных топливных баков;
установка подъемников и лебедок;
установка специального оборудования;
установка и демонтаж ГБО;
замена внешних световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных ламп);
переоборудование автомобиля для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Все вышеуказанное относится к изменениям конструкции транспортного средства.

Вместе с тем, если багажник установлен на крышу автомобиля и представляет собой съемную конструкцию, то он в свою очередь не является частью конструкции транспортного средства, а является ничем иным как грузом, закрепленным на крыше Вашего автомобиля, к которому предъявляются требования, установленные пунктами 23.1-23.4 Правил дорожного движения РФ. Так в частности, груз перевозимый на транспортном средстве не должен ограничивать водителю обзор, затруднять управление и нарушать устойчивость транспортного средства, закрывать внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также препятствовать восприятию сигналов, подаваемых рукой. Кроме того, он не должен создавать шум, пылить, загрязнять дорогу и окружающую среду, а водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения. Кроме того, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для соответствующего транспортного средства. Если же состояние и размещение груза не удовлетворяют вышеуказанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.

Однако в случае, если багажник был вварен в крышу транспортного средства или установлен заводом-изготовителем, он автоматически становится конструктивным элементом такого транспортного средства и его установка либо демонтаж подлежат обязательному согласованию и регистрации в органах ГИБДД. 

Если у вас остались вопросы, на которые вы не нашли ответа в данной статье или на нашем сайте, обращайтесь в форму обратной связи и следите за обновлениями. На интересные или острые вопросы будут публиковаться соответствующие статьи.  
Материалы, размещаемые на данном ресурсе защищены авторским правом. Полное или частное использование опубликованных материалов без согласия правообладателя не допускается.   
(«Автовладельцы РУ» – информационно-правовой портал для автолюбителей)
www.avrossii.ru

 Дмитрий Исаков (главная редакция «Автовладельцы РУ»)