Зачастую владельцы транспортных средств хотят внести или вносят изменения в конструкцию своего транспортного средства. Кто-то пытается улучшить внешний вид автомобиля установкой симпатичных бамперов или спойлеров, кто-то улучшить технические характеристики машины за счет повышения мощности двигателя, изменения типа подвески, замены колес на больший или меньший радиус, установки дополнительного оборудования, например, лебедки, дополнительных фонарей на крышу транспортного средства, газобалонного оборудования и т.д. А кому-то попросту не хочется постоянно включать ближний свет фар и последние устанавливают либо ДХО (дневные ходовые огни) либо блоки управления светом. Но большинство автолюбителей самостоятельно вносят изменения даже не задумываясь о том, что действуют они противозаконно. За подобные шалости можно не только подвергнуться штрафу или на некоторое время лишиться водительских прав, но и вовсе утратить возможность эксплуатировать транспортное средство. При обнаружении незаконно внесенных изменений органы ГИБДД уполномочены не только подвергнуть аресту такое транспортное средство (не путать с задержанием), но и вовсе прекратить его регистрацию с аннулированием государственных регистрационных знаков и документов на него, что создаст немало проблем его владельцу.

Но вернёмся ближе к теме.

Общее понятие "внесение изменений в конструкцию транспортного средства" приведено в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011 в соответствии с которым - «внесение изменений в конструкцию транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения». При этом влияющими на безопасность дорожного движения фактически являются любые детали, узлы и агрегаты, за исключением, пожалуй, элементов экстерьера салона (художественного или архитектурного оформления отделки).
В отношении возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства законодательно действует определённый порядок, установленный ГОСТом 33995-2016. Данный документ регулирует вопросы предварительного согласования и внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Как известно, в соответствии с пунктом 7.18 перечня неисправностей и условий (приложение к Правилам дорожного движения) эксплуатация транспортного средства запрещена если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации. Поэтому предварительное согласование и регистрация внесенных в конструкцию ТС изменений являются обязательными. Как правило, для согласования изменений законопослушные автолюбители обращаются к посредникам, которые могут оказать содействие в решении подобного вопроса. Однако стоимость их услуг зачастую в несколько раз выше чем если бы этот вопрос решался автовладельцем самостоятельно. А это на самом деле не так уж и сложно.
Итак, давайте разберемся как самостоятельно согласовать и произвести внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
Для этого владелец транспортного средства (он же заявитель) должен обратиться в экспертную организацию с заявкой (заявлением) на проведение предварительной технической экспертизы с целью определения возможности внесения изменений в конструкцию ТС. Рекомендуемую форму заявки (заявления) Вам предоставит экспертная организация, которая займется проведением экспертизы. В заявке (заявлении) должны быть указаны: данные заявителя, сведения о транспортном средстве, а также описание предполагаемых изменений конструкции ТС с указанием их наименований (при наличии). К заявке нужно приложить следующие документы:
- копия или оригинал документа, идентифицирующего ТС (например, паспорт ТС);
- копия или оригинал регистрационного документа транспортного средства;
- копия или оригинал документа, удостоверяющего личность заявителя, если обращается физическое лицо, либо реквизиты юридического лица;
- копии или оригиналы документов, удостоверяющих право собственности на устанавливаемые (заменяемые) номерные агрегаты (если это определено национальным законодательством);
- общее техническое описание ТС с указанием вносимых в его конструкцию изменений.
Если заявление подается не собственником транспортного средства, а его представителем, тогда необходимо также предоставить документ, подтверждающий полномочия представителя.
Далее, нужно будет лишь поддерживать связь с экспертной организацией, которая своевременно подскажет как нужно действовать.
Обмен документами с экспертами как правило происходит посредством электронной почты, а при её отсутствии у заявителя, - средствами обычной почты. При этом экспертная организация крайне заинтересована в сотрудничестве с заявителем и окажет ему необходимую консультационную помощь при сборе документов и их заполнении. После предоставления документов, экспертная организация приступает к работе. Она решает, к какому виду относятся предполагаемые изменения, будет ли транспортное средство после внесения изменений соответствовать установленным требованиям безопасности. По результатам предварительной технической экспертизы экспертная организация оформляет заключение. Если решение положительное, заявителю выдается или высылается соответствующее техническое заключение с которым далее нужно обратиться в органы ГИБДД имея при себе документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством; документ, идентифицирующий ТС (например, паспорт ТС), а также документ, подтверждающий государственную регистрацию ТС (например, свидетельство о регистрации ТС) и заключение предварительной технической экспертизы конструкции ТС. Форму заявления для обращения в органы ГИБДД Вам предоставят в отделении технического контроля ГИБДД.
По результатам рассмотрения заявления, заявитель получит соответствующее разрешение на внесение изменений или мотивированный отказ (что при наличии положительного технического заключения маловероятно).
При положительном решении ГИБДД необходимо внести планируемые изменения в конструкцию транспортного средства. Работы по внесению изменений выполняются производителем работ в объеме, предусмотренном заключением предварительной технической экспертизы (в специализированном автосервисе или самостоятельно). Заявителю разрешено самостоятельно выполнять работы, указанные в заключении предварительной технической экспертизы. После внесения изменений производитель работ оформляет и подписывает заявление-декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию ТС. Рекомендуемая форма заявления-декларации может быть предоставлена экспертной организацией. Если производителей работ было несколько, каждый из них оформляет и подписывает заявление-декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию ТС на выполненный им объем работ. На работы по внесению изменений в конструкцию ТС, которые были самостоятельно проведены заявителем, заявитель самостоятельно оформляет и подписывает соответствующее заявление-декларацию, содержание которой должно соответствовать форме и содержанию заявления-декларации.
После внесения изменений, транспортное средство должно пройти технический осмотр (техосмотр). Оператора технического осмотра заявитель выбирает самостоятельно по собственному усмотрению. После внесения изменений и прохождения техосмотра нужно вновь обратиться в ту же или иную экспертную организацию и предоставить ей:
- разрешение на внесение изменений от ГИБДД,
- ранее выданное предварительное заключение о возможности внесения изменений;
- диагностическую карту техосмотра;
- заявление-декларацию подтверждающую внесение изменений;
- фотоснимки транспортного средства с внесенными в него изменениями или само транспортное средство.
По результатам изучения представленных документов, экспертная организация составит протокол технической экспертизы конструкции транспортного средства и выдаст (вышлет) её заявителю. Далее будет предстоять лишь регистрация внесенных изменений в органах ГИБДД. Это происходит в том же порядке, что и самая обычная регистрация транспортного средства при его постановке на учет (например, как в случае купли-продажи).
В органы ГИБДД необходимо будет предоставить стандартный пакет документ необходимых для регистрации транспортного средства (паспорт заявителя, ПТС, СРТС), а также разрешение ГИБДД на внесение изменений, протокол экспертов, а также диагностическую карту техосмотра. Транспортное средство также должно быть предъявлено на площадку осмотра ГИБДД. По результатам осмотра транспортного средства, регистрационный орган ГИБДД внесет сведения об изменениях в паспорт транспортного средства и выдаст новое свидетельство о регистрации транспортного средства в органах в котором отразит информацию о внесённых изменениях в конструкцию транспортного средства. Этого будет достаточно чтобы при проверке технического состояния или визуальной оценки соответствия на дороге инспектор ДПС не имел претензий к владельцу транспортного средства.
На первый взгляд, вышеуказанные процедуры кажутся сложными, однако на практике особых трудностей при проведении они не вызывают. Законно внесенные изменения никогда не повлекут правовых последствий для владельца железного коня.
Ну и подводя итоги, приведем основной примерный перечень незаконно вносимых изменений в конструкции транспортных средств, за которые на дороге могут подвергнуть наказанию с прекращением регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. К наиболее частым случаям можно отнести:
- установку спойлеров и(или) не заводских бамперов;
- установку тюнингованных фар, плафонов, а также различных накладок - «ресничек» на них;
- установка колес иного радиуса, чем предусмотренного заводом- изготовителем;
- установка дополнительных осветительных приборов, не установленных заводом-изготовителем (противотуманных фар, осветительных панелей, дневных ходовых огней и т.п.);
- лакирование и ламинирование внешних световых приборов (нанесение цветных или бесцветных лаков, пленок и иных материалов (покрытий) на фары, плафоны и др. световые устройства;
- установка «кенгурятников», лебедок и т.п. устройств;
- изменение режима работы внешних световых приборов (например, увеличение или уменьшение частоты моргания сигналов);
- установка ламп, не предусмотренных для использования в конкретном типе светового прибора (например, установка светодиодных или газоразрядных (ксеноновых) ламп в приборы, предназначенные для работы с галогенными лампами или лампами других типов).
За управление транспортным средством в конструкцию которого без разрешения внесены изменения как правило наступает ответственность по части 1 статьи 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 рублей. Однако для ряда случаев предусмотрены и специальные нормы кодекса, которые влекут куда более строгое наказание для автолюбителей. Так в частности, для водителя транспортного средства на котором будет выявлен факт наличия ламп, не предусмотренных для использования в конкретном типе светового прибора грозит ответственность по части 3 статьи 12.5 того же кодекса, а это уже лишение водительских прав (права управления ТС) на срок от шести месяцев до одного года без возможности замены наказания на штраф. И это несмотря на то, что формально будет нарушен тот же пункт 7.18 перечня неисправностей и условий ПДД.
Также во всех случаях незаконного внесения изменений ГИБДД вправе прекратить регистрацию транспортного средства и требовать от его владельца незамедлительного устранения внесённых изменений.
Получение разрешений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства направлено на обеспечение безопасности участников дорожного движения, которые могут быть введены в заблуждение нечеткими световыми сигналами транспортного средства, ослеплены лампами повышенной яркости или существенно травмированы при ДТП, установленными на транспортное средство кенгурятниками, лебедками и т.п. Поэтому прежде чем «приукрасить» или «доработать» свое транспортное средство позаботьтесь о том, чтобы вносимые изменения были надлежащим образом согласованы.

Если у вас остались вопросы, на которые вы не нашли ответа в данной статье или на нашем сайте, обращайтесь в форму обратной связи сайта и следите за обновлениями. На интересные или острые вопросы будут публиковаться соответствующие статьи и материалы.

Материалы, размещаемые на данном ресурсе защищены авторским правом. Полное или частичное использование (копирование) опубликованных материалов без согласия правообладателя не допускается.
   
(«Автовладельцы РУ» – информационно-правовой портал для автолюбителей)
www.avrossii.ru