Настоящая тема посвящена вопросу законности требований страховщиков об осмотре повреждённого транспортного средства по месту нахождения страховой компании.
  
Как известно, в соответствии с законом об ОСАГО при повреждении имущества, потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение (возмещение убытков), в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления о страховом возмещении с прилагаемыми к нему документами обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра страховщиком к которому он обратился с заявлением о возмещении. При этом непосредственный порядок предоставления имущества на осмотр этот закон не регулирует, в связи с чем у потерпевших все чаще возникают вопросы о том, обязаны ли они предоставлять повреждённые машины на осмотр в другой город (а то и регион) и если обязаны, то кто за всё это удовольствие будет платить?
  
В последнее время данная тема наиболее остро проявляется во всей своей красе, поскольку страховщики (они же -страховые компании) все чаще стали требовать от потерпевших доставления повреждённого имущества ил его остатков к месту нахождения страховой компании. Зачастую страховые случаи происходят за одну, а то и несколько сотен километров от места нахождения страховой компании, обязанной компенсировать причинённый ущерб. А в некоторых случаях такое расстояние исчисляется и тысячами миль, когда страховые компании, находящиеся в отдаленных районах страны через агентские сети, страхуют ответственность будущих виновников в тех регионах России где у них нет и никогда не было собственных филиалов. В таких случаях возникает вполне обоснованный вопрос о том, как предоставить поврежденное транспортное средство на осмотр при наступлении страхового случая.
  
В данной теме мы постараемся детально и правильно рассмотреть все аспекты подобной ситуации и ответить на вопросы, о том, в каких случаях и за чей счет потерпевший все же обязан предоставить транспортное средство на осмотр страховщику.
Забегая немного вперед, оговоримся, что потерпевший далеко не всегда обязан «эвакуировать» свой автомобиль к месту нахождения страховой компании, а точнее совсем не обязан этого делать если транспортное средство после ДТП не способно передвигаться своим ходом.

Итак, поехали.

Действительно, как указывалось выше потерпевший намеренный воспользоваться своим «правом на страховку» должен предоставить транспортное средство для осмотра страховщику. Это закон. Однако это отнюдь не означает, что потерпевший должен вызывать эвакуатор и за собственный счет везти машину или её остатки в другой город где находится страховщик. Правда и то, что страховые компании все чаще обязывают потерпевших являться самостоятельно, а потерпевшие «тихо повинуясь подобным указаниям» просто приезжают в страховые, на разбитых машинах, а некоторые и вовсе нанимают эвакуаторы для транспортировки повреждённого имущества, оплачивая услуги туда и обратно. При этом предъявляя требования о прибытии или доставке, злосчастных страховщиков совсем не интересует, кто за все это будет платить. Вместе с тем, в сложившейся ситуации чаще всего виноваты сами потерпевшие, которые не предъявляют страховым компаниям требований об осмотре поврежденного имущества по месту его нахождения. Дело в том, что закон об ОСАГО не так плох, как может показаться на первый взгляд и основные права потерпевших от злоупотреблений теми же страховщиками он все же защищает. Так в частности, указанный закон содержит указание, что в случае, если характер повреждений или особенности поврежденного транспортного средства (или иного поврежденного имущества) исключают их предоставление для осмотра по месту нахождения страховщика или эксперта об этом указывается в заявлении и осмотр или независимая техническая экспертиза, проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему документов. При этом под характером повреждений или особенностями поврежденного транспортного средства, исключающими его предоставление на осмотр, понимаются повреждения, исключающие участие транспортного средства в дорожном движении.
  
Как известно, исчерпывающий перечень повреждений при которых эксплуатация транспортного средства запрещена содержится в приложении к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации (неотъемлемая часть Правил дорожного движения). В частности, к таким неисправностям отнесены практически все комплектующие изделия транспортного средства начиная от внешних световых приборов и заканчивая шинами (покрышками) транспортных средств. Поэтому если в результате ДТП поврежден один из элементов транспортного средства при отсутствии или повреждении которого запрещено использовать транспортное средство (будь то брызговик или подворотник, любое из стекол или бампер на котором стало невозможно надежное крепление регистрационного знака или сам регистрационный знак) достаточно отразить это обстоятельство в заявлении о страховом возмещении и предложить страховщику осуществить осмотр по месту нахождения поврежденного имущества. Для этого, в заявлении о страховом возмещении достаточно указать, что в результате ДТП транспортное средство получило повреждение, при котором исключается его участие в дорожном движении и указать что это за повреждение (например, разбит повторитель поворота), а также изложить требование об осмотре по месту нахождения имущества. Если же страховщик продолжит настаивать на предоставлении поврежденного имущества на свою территорию и не произведет осмотр на территории потерпевшего, у последнего по истечении 5 рабочих дней после получения страховщиком такого заявления потерпевшего возникает право на самостоятельную организацию и проведение независимой технической экспертизы, которая станет основанием для выплаты страхового возмещения. В таком случае, отказ страховщика в выплате страхового возмещения будет являться незаконным.
  
Однако в том случае, когда транспортное средство (или иное имущество) имеют повреждения, не исключающие его участие в дорожном движении (например, повреждено только лакокрасочное покрытие кузова), потерпевший во всяком случае будет обязан предоставить такое имущество на осмотр в то место куда укажет страховщик. В связи с этим возникают логичные вопросы, за чей счет осуществляется доставка транспортного средства на осмотр (оплата топлива как минимум) и что делать если страховщик находится к примеру, за 2 000 километров от места нахождения поврежденного имущества?
  
Действительно, расходы, связанные с осмотром транспортного средства, которые понесет потерпевший будут являться его убытками и по содержанию закона об ОСАГО страховая компания не обязана их компенсировать. В противном случае на страховщика была бы возложена чрезмерная финансовая нагрузка, при которой он был бы обязан не только компенсировать причиненный ущерб, но и оплачивать иные сопутствующие расходы, которые кстати и без того предусмотрены данным законом (например, эвакуация с места ДТП). Однако и здесь не все так плохо. В рассматриваемом случае права потерпевшего защищаются положениями гражданского законодательства, позволяющего предъявить расходы на доставку транспортного средства к месту непосредственно виновнику ДТП. Если последний откажется, такие расходы без труда будут взысканы судом, включая опять же сопутствующие расходы на оказание юридической помощи и оплаты пошлин. Однако не стоит забывать, что если транспортное средство в силу вышеуказанных условий могло быть осмотрено и по месту его нахождения, но потерпевший по своему усмотрению к примеру, нанял эвакуатор и повез машину в другой город на осмотр или просто сам поехал на ней, то во взыскании таких расходов с виновника суд скорее всего откажет, поскольку потерпевший в данном случае понес не вынужденные, а добровольные расходы на транспортировку имущества. Простой анализ показал, что более восьми из десяти автомобилей, пострадавших в ДТП получают повреждения, исключающие их возможность участия в дорожном движении, а, следовательно, их владельцы могут не гонять машины на осмотр к «страховым», однако та же практика показывает, что как раз большинство автовладельцев послушно, и за свой счет пригоняют или доставляют поврежденные машины на территорию страховщиков. И в связи с этим многим следует сделать определённые выводы.

Что же касается ситуации, когда страховая компания находится за многие сотни, а то и тысячи километров, а машина не имеет повреждений, исключающих её эксплуатацию, то подобная ситуация ни правилами страхования, ни законом об ОСАГО попросту не урегулирована. В этом случае ситуация разрешается как говорится «по ситуации». Потерпевший должен сам для себя решить, стоит ли гнать машину на столь дальнее расстояние, а затем требовать компенсации от виновника ДТП, с которого как часто бывает и взять-то нечего или проще отремонтировать машину за свой счет (если конечно характер повреждений свидетельствует о невысоких затратах). Однако существует еще один способ, который будет свидетельствовать о добросовестности потерпевшего и при возникновении спора позволит защитить его. Для этого в заявлении о страховом возмещении потерпевшему нужно обратить внимание страховой компании на значительную удаленность нахождения поврежденного имущества от места нахождения страховщика и предложить привлечь для осмотра другую страховую компанию, имеющуюся в том субъекте где находится имущество либо рассмотреть вопрос о самостоятельном проведении осмотра с последующим предоставлением экспертного заключения. Страховая компания будет обязана рассмотреть такое заявление и предложить наиболее оптимальный вариант разрешения ситуации.
Надеемся, что данная статья позволит каждому из вас более эффективно защитить свои прав при наступлении ДТП и избежать ненужных расходов при получении страхового возмещения.

Если у вас остались вопросы, на которые вы не нашли ответа в данной статье или на нашем сайте, обращайтесь в форму обратной связи и следите за обновлениями. На интересные или острые вопросы будут публиковаться соответствующие статьи.
Материалы, размещаемые на данном ресурсе защищены авторским правом. Полное или частное использование опубликованных материалов без согласия правообладателя не допускается.  

(«Автовладельцы РУ» – информационно-правовой портал для автолюбителей)
www.avrossii.ru
Дмитрий Исаков (главная редакция «Автовладельцы РУ»)